Мифологема смерти-судьбы в скандинавских верованиях
Концепт судьбы-смерти
является одним из доминантных для скандинавского дохристианского
мировосприятия. Демиургами судьбы в скандинавском представлении выступают, как
правило, женские персонажи. Эта ведущая роль женских персонажей в творении
человеческой судьбы по всей вероятности обуславливается отношением к женщине
как к некому медиатору между миром трансцендентным и миром феноменальным.
Одними из таких демиургов
судьбы выступают норны:
«Урд имя первой,
вторая Верданди, резали на дощечках, Скульд имя третьей; судьбы судили, жизнь
выбирали детям людей, жребий готовят» [1].
В данном источнике мы
видим отождествление судьбы с выбором жизни, какая судьба ждет индивида, ведают
только норны, сама жизнь обуславливается этой судьбою, и, следовательно, не
может без нее существовать.
Подтверждение подобной
гипотезе мы можем найти в другом отрывке Старшей Эдды:
«И
трое пришло из этого рода асов благих и могучих к морю, бессильных увидели на
берегу Аска и Эмблу, судьбы не имевших. Они не дышали, в них не было духа,
румянца на лицах, тепла и голоса; дал Один дыханье, а Хенир - дух, а Лодур -
тепло и лицам румянец» [2].
В данном фрагменте четко
маркируется отсутствие судьбы как отсутствие жизни. Аска и Эмблу начинают «иметь» свою судьбу, после того как боги
наделяют их «дыханием», «духом», «теплом», «румянцем» фактически оживляя их, а
так как Аска и Эмблу являются перволюдьми, то соответственно судьбой наделяются
все представители рода людского.
Таким образом, мы можем
редуцировать понятие жизни к понятию судьбы, Жизнь не может проявлять себя вне
контекста судьбы, которая ей уготована, а сама судьба выступает как иерофания
исходящая от триумвирата божеств демиургов.
В этом отрывке так же
представлена не часто распространенная концепция, о наделении судьбой мужским
персонажем. Возможно, этот сюжет появился в эпоху так называемого комитата,
когда мужские божества заметно потеснили женские, или, что более вероятно, эти
сюжетысуществовали наравне, и вместе
входили в мифопоэтический комплекс скандинавских народов, при этом образуя
некий дуализм.
Но все же, как правило,
персонификацией судьбы в скандинавском мировоззрении выступает образ женского
персонажа, это персонификация женщины-судьбы составляет собой некую мифологему
скандинавских верований. На том что женщинам дано ведать судьбу указывает даже
бог Один в одном из текстов Старшей Эдды, который носит название «Перебранка
Локки»:
«Безумен ты,
Локи, что дерзостно вздумал Гевьон гневить: ведь ей, как и мне, открыты и ясны судьбы
всех сущих»[3].
Еще одним неотъемлемым
объектом, с помощью которого творится судьба, является широкий спектр женских
ремесел, в которых актуализируется семантика плетения-соединения;
вращения-становления.
Создание судьбы (сама
судьба) норнами, может редуцироваться в мифе к «кручению пряжи», самой нити:
«Так нить
судьбы пряли усердно, что содрогались в Бралунде стены; нить золотую свили и к
небу - к палатам луны - ее привязали. На восток и на запад концы протянули,
конунга земли нитью отметили; к северу бросила Нери сестра нить, во владенье
север отдав ему»[4].
В этом
фрагменте мы видим, что нитью судьбы определяются пределы будущего владычества
конунга, судьбою-нитью опоясываются те земли, которые в дальнейшем будут
принадлежать тому конунгу, для которого эти нити специально плетутся.
Подходя ближе к сопоставлению
смерти и судьбы, мы не в праве обойти такой женский персонаж как валькирия. «Древнейшие
истоки валькирического персонажа восходят к образу Великой Матери или Матери
Земли индоевропейцев, также выступающей в паре с Отцом Небом»[5].
Согласно К. Юнгу,
индоевропейская Великая Мать характеризуется как «любящая и страшная мать»,
амбивалентная по своей природе[6].
Действительно у таких
персонажей как валькирии проявляются некоторые рудименты, которые можно отнести
к функциям так называемой Великой Матери. Эти рудименты можно наблюдать в
остаточных способностях плодородия у валькирий:
« …но светлая дева мчалась пред ними; кони дрожали, с грив их
спадала
роса на долины, град на леса, урожай обещая…»[7].
Так же возможно валькирий
с Великой Матерью мог связывать факт причастности их к миру мертвых.
Подводя итог скандинавским воззрениям,
связанным с судьбой и смертью можно сказать что:
- жизнь у древних
скандинавов не мыслится при отсутствии у этой жизни судьбы, что подтверждает
миф о перволюдях, которые находились в неживом состоянии пока боги демиурги не
наделили их судьбою.
- мифологемой является
образ женщины, творящая судьбу, ее изменяющая, иногда само понятие судьбы может
редуцироваться к женскому персонажу. Так же мифологема судьбы может сводиться к
всевозможным женским работам, и продуктам этой работы (нить, ткань).
- определенный род
женских персонажей, такие как валькирии, наделены способностью не только
творить судьбу (а, следовательно, и саму жизнь) но и отнимать ее. А от сюда можно прийти к мнению, что судьба является феноменом, напрямую
обуславливающим смерть, герой наделенной судьбой - жизнью не коим образом не
может на нее повлиять, и эта самая судьба неизменно, раз от раза оборачивается
гибелью героя, и, следовательно, интенция судьбы есть смерть.
Список литературы:
[1]
Старшая Эдда, пер. А. И. Корсун, под. ред. и с комментариями М. И. Стеблин-
Каменского, М.-Л.,1963 с. 14
[2]
Там же. с. 23
[3]
Там же. с. 54
[4]
Там же. с. 68
[5] Брагинская Н. В. Небо
// Мифологический словарь. Гл. ред. С. А. Токарев. Т. 2. М, 2003. с. 208
[6] Юнг К. Г. Душа и миф.
М., 1997. с. 227
[7] Исландские
саги. А. В. Циммерлинг, под. ред. А. В. Циммерлинг. Т. 1. М., 2000. с. 531