Цель работы - рассмотрение концепций мифов, которые
появляются и развертываются в дискурсе греческой досокротической философской
мысли.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
1) определить, почему именно в досократический период стало возможно появление
интерпретаций объясняющих сущность мифа; 2) провести анализ дошедших до нас
досократических концепций мифа;3) классифицировать досократические трактовки
мифа.
Первая концепция, объясняющая природу мифа, принадлежит философу Ксенофану.
Даты его жизни не определены, но известно, что на Ксенофана часто ссылался
Гераклит (544-483 гг. до н. э).
В отношении греческих мифов, Ксенофан проявляет
свободомыслие и скептицизм: «Если бы руки имели быки и львы или кони... Кони б
тогда на коней, а быки на быков бы похожих. Образы рисовали богов, и тела их ваяли».
В приведенном отрывке прослеживается точка зрения
Ксанофана, по логике которой боги и мифы о них, выступают как «мнения»,
предположения людей, выводящиеся ими из собственной природы.
Время жизни Ксенофана, совпадает с периодом «Осевого
времени» К. Ясперса, который датируется 800-200 годами до. н. э. Именно в это
время, по мнению К. Ясперса, на смену мифологическому мировоззрению приходит
рациональное, философское, которое, на наш взгляд, предопределяет, начало различения мифа и реальности, и по
средствам этого различения, возможность анализа первого.
По мнению Б. Рассела, Ксенофан занимал место в ряду
философов рационалистов, протестовавших против мистических тенденций в
философии. Среди греческих, как и среди позднейших философов, некоторые
тяготели к науке (рационализм), другие – к религии.
Исходя из этого, мы предлагаем разделить все концепции
мифа сложившиеся в досократическую эпоху на два класса, по принципу их
отношения к реальности: - мистические концепции – сохраняют имеющийся в
культуре миф, признают его как реальность, практически не рефлексируют над ним;
- рационалистические концепции – отрицают миф как реальность, выстраивают некий
новый миф.
К рационалистическому классу осмысления мифа относится
концепция Гекатея Милетского (550-490
г. до н. э). Миф о том, что на мысе Тенар Геракл вывел
из подземного царства «пса Аида» Гекатей объясняет следующим образом: «на
Тенаре выросла ужасная змея, а «псом Аида» ее прозвали потому, что ужаленного
ею ждала немедленная смерть от яда».
В отличие от рационалистической концепции мифа, даваемой
Гекатеем, понимание мифа, конструируемое Геродотом, относится к мистическому
классу. Причиной всех событий для Геродота являются боги. Мир богов, на который
не распространяется теоретическая рефлексия, остается реальностью.
К VI-началу V веков до н. э. относится творчество Ферекида,
создателя аллегорической концепции мифа.
Все, что мы знаем из мифологии, по его мнению, следует понимать не
буквально, но аллегорически, т.е. за мифологически чувственными образами
следует по средствам рационального умозрения выявлять скрытый подлинный смысл
событий. Данная трактовка сущности мифа, предлагаемая Ферекидом, будет принадлежать
к рационалистическому классу.
Еще один философ досократик, чья концепция мифа была
проанализирована - Эмпедокл. Краткое знакомство с дошедшими до нас
биографическими данными об Эмпедокле, позволят гипотетически предположить, что его
понимание мифа относится к классу мистических концепций.
Мифы и их боги для Эмпедокла все еще приемлемая и
необходимая реальность, принятие которой позволяет обрести бессмертие: «А под
конец они становятся прорицателями, песнопевцами, врачами. Откуда вырастают в
богов... Живущие у одного очага и сотрапезники других бессмертных».
Последняя концепция мифа, проанализированная нами, в
топике досократической мысли - концепция, формулируемая философской школой
софистов.
Самый видный из софистов Протагор в своем произведении
«О богах» писал следующее: «О богах я не умею сказать, существуют ли они или
нет и каковы они по виду». Такой явный агностицизм в понимании богов был присущ
многим софистам.
Софист Критий говорил, что миф есть сознательно
созданная ложная конструкция, призванная правильно «воспитывать» людей.
Делая вывод, можно сказать что:
- появление концепций, трактующих природу мифа,
возможно с момента различения мифа и реальности, который происходит в период
осевого времени;
- все досократические концепции мифа, возможно,
редуцировать к двум классам отношения к реальности, мистическому (Геродот,
Эмпедокл) и рационалистическому (Ксенофан, Гекатей Милетский, Ферекид, софисты);
- в досократический период появляются следующие
концепции мифа:
1)миф, как выдумка, выводимая из собственной природы
людей (Ксенофан);
2) миф, как ошибка восприятия (Гекатий Милетский);
3) миф, как аллегория (Ферекид);
4) миф, как преднамеренная ложь в «воспитательных»
целях (Критий);
5) миф, как реальность, отказ от объяснения природы
мифа (Геродот, Эмпедокл).
|