Пятница, 01.08.2025, 19:37
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Цыганкова А.С (он же "Ваш Abend")

Каталог статей

Главная » Статьи » Историографический раздел

Гипотеза Рене Жирара и древнегреческая религия
Гипотеза Рене Жирара и древнегреческая религия

Одной из интереснейших современных гипотез затрагивающих вопрос о происхождении и характере религии является гипотеза французского литературоведа, религиоведа и антрополога Рене Жирара.
Рене Жирар родился в Авиньоне 25 декабря 1925 года. С 1943 по 1947 изучал средневековую историю в Национальной школе хартий в Париже. По окончании обучения защитил диссертацию на тему: «Частная жизнь в Авиньоне во второй половине XV века».
В 1947 выиграл годовой грант на продолжение образования в Университете Индианы, США, где защитил диссертацию на тему «Американское общественное мнение и Франция. 1940—1943», получив степень доктора философии (PhD). В это время Жирар уже активно преподавал, а также стал заметным литературным критиком.
После защиты диссертации Жирар остался в США. На протяжении последующих десятилетий преподавал сравнительное литературоведение в ведущих университетах США, в том числе — в Университете Джона Хопкинса, Университете штата Нью-Йорк в Буффало и с 1981 в Стэнфордском университете.
С 1995 году Рене Жирар имеет звание professor emeritus Стэнфорда. Также Рене Жирар является почётным доктором Амстердамского свободного университета (1985), Падуанского университета (2001) и Сент-Эндрюсского университета (2008). 17 марта 2005 Рене Жирар избран членом Французской Академии.
Основными его работами являются:
«Ложь романтизма и правда романа»(1961); «Достоевский: из двоичности к единому» (1963); «Насилие и священное» (1972; русский перевод: Насилие и священное. 2000); «Козёл отпущения» (1986; русский перевод: Козёл отпущения. 2010); «Сокровенное от сотворения мира» (1978); «Театр Зависти: Уильям Шекспир» (1991).
Основным трудом, в котором Жирар выводит свою теорию насилия как основы религии, теорию жертвоприношения (козла отпущения) является «Насилие и Священное». В ней происхождение религии сводится к тому, что главная угроза человечества-междуусобные распри, социальное насилие. Возникающее из-за постоянного подражания-мимесиса. Что, по мнению Жирара, может спасти от катастрофы-обращение насилия взаимного в насилие единодушное, направленное против одного «козла отпущения», выбранного произвольно, но, как правило, наиболее слабого члена общины. В результате жертвоприношения, возвращается мир, и, поэтому необходимо повторять эту процедуру .
Возникает жертвоприношение, которое Жирар определяет как воспроизведение первоначального самосуда, с заменой первой — "такой же, как мы" — жертвы на существо, за которое не будут мстить, которое одновременно похоже и не похоже на нас. И вся система табу и запретов направлена на то чтобы предотвратить подражание .
Творца всех правил видят в той же самой первоначальной жертве. Убивать жертву преступно, но она не будет священной, если ее не убить. Жажда насилия по Жирару приводит к определенным физиологическим изменениям, готовящим человека к схватке . Таким образом можно выстроить следующую схему:
Мимесис (подражание) насилие (война всех против всех) самосуд-жертвоприношение (война всех против одного) возникновение религии .
Важно чтобы это повторялось иначе ситуация по Жирару выходит из под контроля.
Насилие всегда имеет причины. Но всегда забывает о них если объект вне зоны досягаемости. И поэтому рано или поздно насилие находит заместительную жертву. Вызвавшее ярость существо заменяется на другое. Если говорить о религии, не касаясь древней Греции то это присутствует везде. Жертвенная процедура предполагает непонимание. Бог требует жертв, ему нужны груды мяса на алтарях. Жертвоприношения умножаются, чтобы уменьшить его гнев. Жертвоприношение несет реальную функцию. В этом козле отпущения замещается сразу весь коллектив, жертва защищает сразу всех членов коллектива от его собственного насилия. Но в тоже время жирар говорит о том, что есть два вида жертвоприношения: животное и человеческое. Он не делает между ними разницы. Говоря о древней Греции, Жирар вводит понятие «фармака» .
Это человек, которого город содержал за свой счет, чтобы в нужный момент (во время бедствий) принести в жертву. В качестве доказательства о приводит миф, о Медее, согласно которому Медея убивает своих детей, так как не может убить Ясона. Такого же «фармака» Жирар видит в трагедии «Аякс» Софокла-в трагедии Аякс сначала хотел убить своего сына и лишь потом овец . Для Жирара важно то, что жертва должна быть похожа на того, кого она замещает. Говоря о «фармаке» Жирар, приводит категории людей, которых можно принести в жертву: военнопленные, рабы, дети, молодые люди, не вступившие в брак, инвалиды, преступники. И, наконец, в некоторых обществах это король.
Однако правильное жертвоприношение требует соблюдения двух условий: 1) должен иметься абсолютный разрыв между реальной закаляемой жертвой и людьми, которых эта жертва замещает; 2) но наряду с этим должна сохраняться некая видимость между жертвой и замещаемыми ею объектами . И соответственно если будет сдвиг, то есть если разрыв между жертвой и общиной слишком велик и наоборот насилие будет циркулировать в двух направлениях, утратит характер священного насилия и «смешается» с насилием нечистым. И разразится жертвенный кризис-то есть время, когда насилие, по мнению Жирара, перестанет быть справедливым и священным, а станет безумным, превратится в его откровенного участника и даже в детонатор.
Все это Жирар находит в греческих трагедиях. По его мнению, греческая трагедия есть отражение ритуала жертоприношения, в его древнейшем виде. И жертвенный кризис. И кризис трагический есть нарушение существующего порядка. Трагический агон - это замена оружия речью в схватке один на один. Это агон без решения. Трагедия начинается тогда, когда рушатся иллюзии правоты одной из сторон, и иллюзия беспристрастности. Он (Жирар) считает, что трагика показывают нам героев в борьбе с механикой насилия. Отличительная черта трагедий-серия кар , которые Жирар считает подражанием насилию. Поэтому жертвенный кризис-есть кризис различий, то есть кризис культурного порядка в целом. Культурный порядок-есть упорядоченная система различий .
Кризис ввергает людей в ссоры, лишающие их отличительных признаков, идентичности. Трагедия говорит о разрушении культурного порядка. Это разрушение неотделимо от взаимности насилия у трагических партнеров. Как пишет Жирар трагедия занимается разложением дифференцированных структур во взаимном насилии. Жирар называет трагедию дочерью жертвенного кризиса .
Очень ярко, Жирар показывает это интерпретируя миф о Эдипе, здесь он не только показывает трагедию как иллюстрацию жертвоприношения, но и всю свою концепцию религии. Эдип изначально подвержен гневу . Он всегда совершал свои поступки под воздействием этого изъяна. Все протагонисты и Креонт и Тиресий и сам Эдип занимают одинаковые позиции по одному и тому же объекту, но по очереди . Трагический конфликт здесь-то же самое что и чума. Каждый считает, что сам может овладеть насилием, но сам каждый (по Жирару) ввергается в это насилие. Сила, ввергающая их в конфликт-гордыня и между ними существуют иллюзорные различия . То есть изначально это очень опасный момент-стирание всех различий. Герои сводят себя к тождественности одного и того же насилия, и конфликт превращает их в одно и тоже.
Миф не ставит проблему различения, но в тоже время ее решает-это отцеубийство и инцест .
Эдип единственный виновен в этом, и он ни на кого не похож, и никто на него не похож. Отцеубийство-это преступление различия отец-сын и низведение их до братского, инцест-преступление отношений мать-сын. Но Лай также сделал насилие в отношении Эдипа. И взаимность насилия становится всеобъемлющей. Чудовищность Эдипа заразна, она распространяется на все. В Инцесте происходит смещение того, что нужно принципиально разделять. Инцест и отцеубийство части, результат жертвенного кризиса. И еще одна тема, обозначающая кризис-чума. Ее причина заразное присутствие убийцы. Зараза то же самое что и само взаимное насилие.
Чума, отцеубийство и инцест символизирует жертвенный кризис. Почему? В них присутствуют эти аспекты, но распределены они неравномерно. С чумой связан коллективный характер катастрофы . Эдип-лицо ответственное, что ни на кого другого ответственности больше не хватает. И идея чумы возникает из-за этой нехватки. Чума-то что осталось от жертвенного кризиса, когда из него выбрано насилие. И все поиски убийцы-это охота на козла отпущения. Его нашли, потому что все различия стерлись, и каждый может стать объектом ненависти.
Миф о Эдипе схож с уже упоминаемым мифом о фармаке. В случае нужды города держали несколько фармаков. Полное объяснение мифа о Эдипе-обнаружение жертвы отпущения, позволяет понять цель, по мнению Жирара, которую хотели достичь люди приносившие жертву. По Жирару они хотели воспроизвести наиболее точно модель предыдущего кризиса . И казнь, приношение богу фармака, это воспроизведение того первого самосуда, который вернул в общину порядок. Как и Эдип, жертва считается той скверной, которая заражает все вокруг себя. Фармак  впитывает в себя всю нечистоту. Но фармак подобно Эдипу имеет двойственную природу-с одной стороны его поносят, с другой его окружают практически религиозным почтением. То есть фармак как бы и болезнь и лекарство. Миф о Эдипе неотделим от обрядов, аналогичных обрядам фармака. Единственное что может внушить такое отношение к этому ничтожеству фармаку-жертвенный кризис и его разрешение.
Следующий аспект, в котором Рене Жирар упоминает древнегреческую религию-культ Диониса . Если говорить в самом общем виде, то враждебное соперничество проявляется в форме игры, конкурса более или менее ритуализированных спортивных мероприятий. Праздник-поминание жертвенного кризиса. Подготовка к жертвоприношению отмечает и пароксизм, и завершение праздника. По мере стирания праздничных аспектов праздник все больше ограничивается тем масленичным позволением разрядиться.
Разложение мифов и ритуалов вызвано не приходом нагой истины, а новым жертвенным кризисом. За радостью и дружественностью стоит модель жертвенного кризиса. Вакханалия-это праздник . Бог стирает различия. Но постепенно скитания вакханок превращаются в кровавый кошмар. Это жертвенный кризис. Он распространяется, повсеместно поражая всех. Всплеск дионисизма-гибель институтов, нарушение культурного порядка, то есть гибель дифференцированной системы различий .
Трагедия «Вакханок» в том, что это плохо кончившийся праздник. Вакханалия-жертвенный кризис. Уничтожаются все различия между богом и человеком и поэтому Дионис является богом, потому что он одновременно и жрец и бог. Он загодя готовит жертву себе самому. Они с Пенфеем двойники. И Дионис приносит самому себе жертву виде Пенфея. Почем поклоняются Дионису-потому, что он не только нарушает мир, но и этим козлом отпушения его восстанавливает. Поэтому Жирар называет Диониса богом успешного самосуда .
Говоря о том, как реально соотносится гипотеза Рене Жирара с греческой религией, говорит сам Жирар.
В первой главе книги «Насилие и Священное» «Жертвоприношение» сам Жирар говорит о том, что приведенная система функционирует, только там, где нет судебной системы . Ключевую роль система жертвоприношений как основы всего играет в тех обществах, которые лишены судебной системы и находятся под угрозой многолетней кровной мести. Но оно не заменяет судебную систему. Зачем заменять того чего не было, и потом в отсутствие добровольного и единодушного отказа от всякого насилия судебная система незаменима?
Говоря конкретно о Греции, то достаточно открыть любые издания, посвященные древней Греции и увидеть, что важнейшей характеристикой религиозного мировоззрения древних греков играла вера во всесилие Рока, судьбы . Отсюда широкое развитие предсказательства и прорицательства, не только в реальности (это мы видим на примере того же дельфийского оракула, гаданий), но и в мифах . Рок, по мнению греков, властвует над людьми и даже судьба самого Зевса находится в руках Рока.
Нет такой силы и власти, которая могла бы изменить хоть что-то. А мы видим, что согласно Жирару жертвоприношение изменяет все. Даже Эдип, которому предсказали, что он убьет своего отца и женится на своей матери, не смог его избежать. Позднее Рок действует через свободную волю человека, человек сам несет ответственность за свои деяния.
Говоря о культе Диониса нужно упомянуть следующее. В мистериях Диониса человек, сливаясь с природой, получал возможность проникнуть в тайны мироздания . Да различие исчезает. Но между жизнью и смертью. Не даром Дионис отождествлялся с Гадесом или Аидом богом подземного царства . Дионис давал надежду на воскресение, на вечную жизнь .
Мирча Элиаде в своей работе «Тайные Общества. Обряды инициации и посвящения» пишет о том что «мист, неофит принимает посвящение, чтобы выйти за рамки человеческих возможностей и получить качества высшего, сверхчеловеческого существа» . В мистериях речь идет о духовном перерождении, о «палингенезисе» (возрождении), которое означает радикальное изменение экзистенциального состояния миста (посвящаемого).
Благодаря посвящению неофит получает новый способ существования: он становится равным Богам, отождествляется с Богами . В греческой культуре есть два понятия слова жизнь: «Зои» и «Биос». «Биос» - это наша обычная земная жизнь. «Зои» наоборот. Дионис бог 3-ды рожденный и дважды умерший. Его растерзали титаны. Кто такие титаны-это демоны, желающие приобщиться к богу. Задача человека перейти из «Зои» в «Биос». И дионисийском культе-это экстаз, катарсис. Разрывая быка (Диониса) люди подобны титанам-они приобщаются к богу .

Список литературы:
1) Рене Жирар «насилие и Священное». Новое Литературное Обозрение. Москва, 2000.
2) Ф.Ф.Зелинский ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ. К.: СИНТО, 1993
3) А. Б. Зубов курс лекций «история религий», лекции «цивилизации Ханаан и Греция» (http://www.predanie.ru/mp3/Professor_MGIMO_A_B_Zubov_Istorija_religij/)
4) О. В. Ивановская «История Религии» Учебное Пособие. Волгоград «Перемена». 2010
5) Нильссон М. Греческая народная религия. СПб, "Алетейя", 1998.
6) В. П. Павловский, Н.Д. Эриашвили, А. В. Щеглов «Религиоведение». Москва «Юнити». 2010
7) Е.А.Тоpчинов РЕЛИГИИ МИPА: ОПЫТ ЗАПPЕДЕЛЬНОГО. ПСИХОТЕХНИКА И ТPАНСПЕPСОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ. СПб.: Центp "Петеpбypгское Востоковедение", 1998
8) Мирча Элиаде Тайные общества. Обряды инициации и посвящения / Пер. с фр. Г. А. Гельфанд; Науч. ред. А. Б. Никитин. — М.—СПб.: «Университетская книга», 1999.

Категория: Историографический раздел | Добавил: ffrodo (08.05.2011)
Просмотров: 21526 | Комментарии: 42 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Друзья сайта
Статистика